С глубокой древности верблюд считался символом Азии, Ближнего Востока, сильнее всего он ассоциировался с Аравией. Благодаря своим способностям перемещать тяжелые грузы на многие километры, безропотно переносить жажду, жару и голод, это вьючное животное быстро стало символом трудолюбия, целеустремленности, покорности, покаяния, чувства собственного достоинства.
В арабских странах он издревле олицетворяет благородство и царственность. Пророка Мухаммеда часто называли верблюжьим пророком» или «верблюжатником из Мекки», а два его любимых верблюда после смерти удостоились особенных почестей: самый быстрый верблюд — аль Адха переселился в рай, а аль Касава похоронили близ священной Каабы в Мекке.
Верблюд на древнеримской мозаике в городе Петра. У древних римлян верблюд являлся символом Аравии
Пророк Мухаммед верхом на верблюде и пророк Исса (Иисус Христос) верхом на осле. Средневековая персидская миниатюра. Мухаммед изображен на своем самом быстром верблюде, Аль Адхе, которого он забрал с собой в рай
Верблюд также, являлся символом высокомерия и заносчивости. Некоторые древнееврейские источники сообщают, что у змея, искушавшего Еву в раю, была верблюжья голова. Это существо также называется «крылатым верблюдом». По другой версии, змей с верблюжьей головой был атрибутом демона Самуила, и именно на нем это демон прилетел в рай, чтобы соблазнить Еву.
В христианстве верблюд сразу же стал символом тяжелого труда и безропотной покорности Божьей воле. Так, Иоанн Креститель во время пребывания в пустыне, вместо одежды носил власяницу из грубой верблюжьей шерсти — в этом заключалась его суровая аскеза. Чтобы объяснить, насколько трудно богатому человеку вести праведную жизнь и заслужить своими делами и помыслами Царствие божье, Иисус Христос использовал аналогию: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие божье».
Верблюд на гербе города Баку символизирует роль караванной торговли в развитии города
Герб Эритреи. Верблюд является национальным символом этого молодого государства
Иранского пророка и основателя новой религии Заратуштру, называли «хозяин старого верблюда» — это было его «внешнее» имя, призванное оберегать его от злых духов. В XIX в. немецкий философ Фридрих Ницше в своей знаменитой книге «Так говорил Заратустра», использовал образ верблюда как символ порабощенного, перегруженного культурными образцами «выносливого духа», неспособного на свободное творчество. Однако затем верблюд превращается во льва, который откажется от старых ценностей, чтобы создать свои собственные новые. Следующая стадия символических трансформаций — ребенок, который в своей невинности превращает творчество в священную игру.
Поклонение волхвов
Верблюд — рождественская эмблема. Три мага — Каспар, Балтазар и Мельхиор путешествовали вслед за рождественской звездой и прибыли в Вифлеем. Там, в хлеву, они нашли только что родившегося Иисуса Христа с матерью. Волхвы преподнесли ему дары — золото, ладан и смирну. Золото, самый драгоценный из всех металлов, преподносят Иисусу как Царю всего рода человеческого, ладан (в переводе — белый), драгоценную смолу — как первосвященнику и учителю, а смирну, вещество, способное противостоять гниению, — как человеку, который своей смертью победит смерть.
Три волхва в пути. Картина французского художника Ж. Тиссо, XIX в.
Тотем в астрологии
Последователи зороастризма использовали собственный календарь, в основе которого – цикл вращения планеты Сатурн вокруг Солнца. Составляет 32 года, каждому из которых соответствует животное-тотем. Шестнадцатый год цикла по зороастрийскому гороскопу проходит под знаком верблюда (даты: 1921, 1953, 1985, 2022, 2049). Следует за годом Барсука и предшествует году Ежа. Тотем подсказывает человеку, какими качествами нужно обладать, по какому пути идти, чтобы добиться благодати и покровительства высших сил.
Цвет года – красный, его божественный покровитель – Рашну, бог праведности, судья в загробном мире. Это означает, что год Верблюда будет связан с восстановлением справедливости, равновесия, принятием правильных и справедливых решений. Этот период характеризуется окончанием конфликтов. Травоядным тотемам придется много трудиться, но их старания будут в итоге вознаграждены.
В зодиакальном гороскопе верблюд является покровителем и тотемом зодиакального знака Водолей. Талисман в виде этого животного рекомендуется в первую очередь мужчинам, которым придает настойчивость и способность добиваться своей цели.
Созвездие Верблюда (Жирафа)
Современное созвездие Жираф долгое время носило другое имя. Первоначально его называли Верблюдом, в честь встречи Ревекки и Исаака у колодца, на водопое этих животных. Только в 1624 г. астроном Я. Барч окончательно закрепил за этим скоплением звезд наименование Жираф. Путаница возникала еще и из-за того, что европейцы не всегда четко различали этих двух экзотических животных. Кроме того, с латыни слово жираф (Camelopаrdalis) можно условно перевести как «пятнистый верблюд».
Ревекка и Исаак у колодца. Средневековая миниатюра
Созвездие Верблюда (Жирафа). Иллюстрация из астрономического атласа «Уранография» Я. Гевелия
Поделиться ссылкой
Проявление тотема в мифологии и религии
Это животное имеет большую популярность в мифологических сюжетах и верованиях стран Востока, там, где с древних времен его приручили и одомашнили. У арабов верблюд символизирует достоинство и независимость, мощь и выносливость. Интересно, что у европейцев, не пользовавшихся трудом верблюда, он не вызывал такого почтительного отношения.
Восточные народы наделяли верблюдов небесными покровителями. Например, у арабов о благополучии животных заботился Нахи, у казахов – Ойсыл-кара, у узбеков – Султан-бобо. Также верблюды в мифологических сюжетах сами выступают как волшебные существа и верой и правдой служат героям: так богатыря Манаса из национального кыргызского эпоса сопровождает верблюд Джелмаян.
В исламе это также почитаемое животное: на нем передвигался пророк Мухаммед. У бедуинов есть легенда, согласно которой Аллах, создавая человека, уронил комок глины, из него появился верблюд. Другая легенда гласит, что только это животное знает сотое имя Аллаха, которое он сообщил ему в благодарность за свое спасение от врагов. Поэтому часто верблюд принимает такой гордый вид.
Заратуштра, основатель зороастризма – древнейшей религии мира, носил второе имя «хозяин старого верблюда». Это имя оберегало его от злых помыслов и недоброжелателей.
В христианской религии является символом умеренности и воздержания, тяжелого труда и покорности. Грубую одежду из верблюжьей шерсти носили отшельники, в том числе и Иоанн-Креститель. Неслучайно образ животного появляется в речи Иисуса Христа: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие Божье». Считается одной из эмблем Рождества: с его помощью волхвы приехали в Вифлеем, чтобы поклониться и принести дары появившемуся на свет Иисусу Христу.
Антитотем
Антитотемным животным является гиена. Это животное ведет праздный образ жизни, отличается полнотой и корыстным интересом к окружающим, часто забывает о людях, которые когда-то делали ей добро. Верблюду стоит избегать людей, которые ничего не делают просто так и не испытывают к окружающему миру любознательности и устойчивого интереса. Обычно гиены отличаются невысоким ростом, они очень жадные, требовательные к другим, завистливые. Нередко они не любят людей, которые не жадные и любят тратить последние деньги на путешествия или могут решиться на работу в дальней стране. С ними Верблюдам лучше не общаться.
Значение тату для мужчин
Для мужчин образ верблюда, обладающего огромным потенциалом, обозначает умение достойно преодолевать трудности, не поворачивать назад на пути к успеху. Носитель татуировки отличается целеустремленным и твердым характером, хорошо представляет, к чему стремится и чего хочет от жизни.
Те, кто не любит излишнего внимания, предпочитают наносить маленькие тату в виде темного силуэта верблюда. Лаконичные крохотные изображения оригинально смотрятся на запястьях, пальцах рук или даже ног. Мужчины с подобными тату отличаются расчетливостью, умеренностью в расходах и умением экономно распоряжаться любыми ресурсами.
Выразительная татуировка в виде головы верблюда, выполненная в реалистическом стиле — знак непростого характера носителя. Изображение невозмутимой морды животного, с ледяным спокойствием взирающего на мир, обозначает что нрав обладателя тату высокомерный, заносчивый. Такие мужчины не прислушиваются к мнению других, не умеют сочувствовать и жалеть, но относятся к другим справедливо, объективно оценивая чужие поступки и слова.
Верблюд как символ
В Средневековье верблюд, умеющий распознавать, насколько посильна ноша, стал символом умения оценивать и рационально распоряжаться своими силами. В странах Азии про животное говорили: «Даже самый слабый верблюд унесёт вьюки от нескольких ослов», восхищаясь его способностями.
Для тех, кто не мог постичь сложного характера верблюда, он олицетворял бешенство и непослушание, эгоизм, бесчувственность. Своенравное животное впадало в ярость и могло напасть на человека, который сделал что-то неугодное. Во многих странах верблюд — символ гордыни и тщеславия, поскольку надменное выражение морды не меняется, даже когда на спине его сидит всадник. Люди считали, что животное даже не замечает человека, пытающегося руководить и навязывать свою волю.
В христианстве верблюда называли символом воздержания и смирения за его способность длительное время обходиться без воды и пищи, без устали переносить тяжести, покорно наклоняться перед человеком для загрузки. Высоко поднятая голова животного сравнивалась с королевским достоинством, жизненной силой.
Женщина-Верблюд
Женщина этого знака терпелива, трудолюбива, своей живостью и общительностью она способна покорять мужские сердца. Она рано начинает работать, может часто путешествовать и получать образование вдали от основного места жительства, но при этом ее личная жизнь устраивается не лучшим образом. В юности она часто становится жертвой обмана и предательства от мужчин и только в зрелые годы обретает женское счастье и создает семью. Женщина с таким знаком многое способна дать своим детям, она не будет навязывать им свое мнение и диктовать условия, но при этом они ее слушаются и следуют ее советам и словам.
Верблюд
Верблюд: Зороастрийский гороскоп. Высшее воплощение умеренности и трезвости. Это год трудов и забот для всех, чьи тотемы травоядные. Их усердие будет вознаграждено. С первого взгляда Верблюд вряд ли покажется симпатичным – он резковат на язык, ироничен, держится снисходительно и не считает нужным смягчать свои резковатые высказывания. Но в таком человеке стоит разобраться получше, он куда серьезнее, чем может показаться, очень добр по отношению к окружающим, и, хоть и смотрит на людей свысока, легко прощает им недостатки. Свою симпатию к человеку Верблюд выражает особенно едкими насмешками и ядовитой иронией. Верблюд предпочитает идти по жизни налегке, не обзаводясь большим количеством вещей да и вообще материальными благами. Он знает себе цену и не собирается набивать ее с помощью дорогих безделушек или высоких званий. Обладая лишь самым необходимым, Верблюд имеет достаточно, у него нет необходимости обращаться за одолжением или жить за чужой счет. Более того, свои скудные запасы Верблюд всегда готов разделить с тем, кто в этом нуждается. Он разумно расходует энергию, поэтому движется к цели хоть и медленно, но неуклонно; его мало что может сбить с пути.
К тем, кого любит Верблюд, как бы ироничен и смешлив он ни был, очень добр и внимателен. Он закрывает глаза на их недостатки и слабости, охотно помогает преодолеть жизненные неприятности и невзгоды. Силы и выносливости Верблюда хватит на нескольких человек, и он с готовностью подставляет спину тем, кто в этом нуждается. Верблюд не любит проявлять свои чувства, поэтому кажется хладнокровным, надменным и эгоистичным. Он держит под контролем не только свое поведение, но и сами эмоции, не позволяя себе увлечься тем, кто этого не достоин, или переживать из-за проблем, не стоящих внимания.
Тотем Верблюда. Человек дела, не любящий тратить время на разговоры. Священное животное этого года предполагает в человеке некий аскетизм и выносливость, умение довольствоваться малым. То, что он имеет, использует разумно. Верблюд никогда не скрывает своего отношения к людям, он довольно резок и недоверчив, всегда ожидает худшего, оттого и плюется. При этом знает себе цену и добивается всего самостоятельно. Интересно он проявляет себя и в романтических отношениях, чем больше ему человек нравится, тем больше Верблюд будет его осмеивать. На самом деле, он готов многое простить близким, жене и детям. Последних он старается как можно раньше приучить к самостоятельности.
Антитотем Верблюда – Гиена, которой чужд здравый цинизм, однако присущи слащавость и желание получать удовольствие. Верблюд, находящийся под властью антитотема, изнежен и слаб. Он не властен над своими чувствами, преувеличивает значение всего происходящего, ведет себя попросту неразумно. Жизнь, не богатая радостями и удовольствиями его не устраивает, поэтому такой Верблюд быстро расходует все, что у него есть, а потом вынужден обращаться за помощью.
- Узнайте свой знак по году рождения
- Барсук
В.Н. Татищев: собака или верблюд
История герба Челябинска и области началась еще в 1737 году, когда выдающийся государственный деятель и историк В.Н. Татищев разработал и представил два герба для Исетской провинции (современная Челябинская область). В целом проекты были схожи, за исключением изображенного животного – на одном изображалась прикованная к стене крепости собака, а на втором привязанный к приколу верблюд.
Герб Челябинска 1782 года
Однако первый официальный герб Челябинской области был принят только в 1782 году и составлен А.О. Волковым – статским советником. Для своего варианта герба советник выбрал два животных – куницу, как главный элемента Уфимского герба (Челябинск в то время был частью Уфимского уезда) и навьюченный житель пустыни. По задумке автора, верблюд подчеркивал торговое значение города. Отсюда и началось путешествие «корабля пустыни» по Южному Уралу.
Значок в виде советского герба Челябинска
Впоследствии герб претерпевал некоторые изменения, а в советский период лишился ключевого персонажа – его заменили сталелитейным ковшом, трактором и раскрытой книгой.
Современный герб Челябинска
Вновь верблюд вернулся на Челябинский герб лишь в начале 2000-х годов – на замену советским ключевым персонажам был возвращен исторический, хоть и немного измененный.
Таким образом, за символ города нужно благодарить Татищева и Волкова, решивших увековечить верблюда. А вот почему им на ум пришло именно это животное – уже другой вопрос.
Верблюд общее значение
Самыми древними изображениями верблюдов считают наскальные рисунки в Каповой пещере (Башкортостан, Россия). Примерный возраст найденных рисунков — 15-20 тысяч лет до н.э., учёные считают, что люди приручили мощных животных за 2000 лет до н.э. Выносливые верблюды использовались для перевозок грузов и всадников, а в армиях их необычный вид наводил страх на противника.
В России была выведена порода одногорбых верблюдов (арвана) и три вида двугорбых — монгольский, калмыцкий и казахский. Люди употребляли в пищу мясо верблюдов, а из молока делали масло, сыр и полезные кисломолочные напитки. Шерсть животных высоко ценится за лечебные свойства, издревле связанные из неё изделия не только согревали, но и облегчали состояние людей с больными суставами.
У верблюдов великолепное зрение — движущийся объект они способны увидеть за несколько километров. Чутье у животных не менее острое, запах влаги и свежей травы они чувствуют за 50 км, а по движению грозовых туч могут угадать место, где вскоре прольётся дождь и поспешить туда. Верблюды умелые пловцы и выносливые путешественники, они не потеют и хорошо переносят зной, выживая без воды около 2 недель, а без пищи — до месяца.
Тотем
Представитель тотема не должен пытаться ограничивать свою страсть к познанию мира и путешествием. Его талисманом может стать любая вещь, приобретенная вдали от родины. Талисманом такого человека становится изображение верблюда, необычная вещь или украшение, на которое он обратит внимание за границей или во время путешествия. Идеальным талисманом может стать зарубежная монета или кулон из камня, соответствующего знаку Зодиака этого человека. В качестве оберега можно использовать жестяную коробку из-под чая или кофе, приобретенную в стране мечты или платок с иероглифами или вышивкой.
Толкование народных поверий связанных с культом верблюда в узбекском фольклоре
Библиографическое описание:
Ураева, Д. С. Толкование народных поверий связанных с культом верблюда в узбекском фольклоре / Д. С. Ураева. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/79/3734/ (дата обращения: 06.03.2022).
В центре города Бухары около гостинцы “Варахша” есть памятник крылатому верблюду. Каждый, посещающий город турист, с интересом смотрит на него и фотографирует. Потому что с ним связаны древнейшие поверия наших предков связанные с культом верблюда. Особенно, среди кочевого населения есть широкое отношение к верблюду как к доброму и помогающему духу. Действительно, следы поверия связанного с верблюдом как с добрым и помогающим духом, до сих пор сохраняются в некоторых обычаях. Например, один из таких обычаев,если беременная женщина не может родить в своё время (т. е. носит ребенка в животе больше девяти месяцев) над ней сжигают верблюжий волос или она прыгает через верблюжий волос.
В народе существует ещё одно поверие: если женщина во время беременности не зная съедает верблюжье мясо одна, без мужа, тогда она не сможет родить во время (в девять месяцев), а родит позже (в одиннацать месяцев).
Исходя из поверьев древнего человека, дана вторая жизнь следующим животным: лощади, собаке, медведю, быку, корове, верблюду, барану среди других животных [8, с. 152]. Поэтому есть поверия, что эти животные могут сопровождать человека в потусторонний мир и там помогать ему. С таким тотемистическим пониманием в давние времена хоронили мертвых вместе с тем животным, которого тот человек считал своим тотемом при жизни. Во время похорон мертвое тело ложили на кожу животного. Особенно, в Средней Азии, до появления обычая захоронения мертвых в землю, был обряд оставления мертвого тела на коже быка или верблюда на открытой местности, в пустынях и пещерах [9, с. 494; 3, с. 210–211]. Задача этого кожанного покрытия животного заключалась в том чтобы защитить и не давать диким животным и птицам разбрасывать кости мертвого.
Интересно что в узбекском народном эпосе “Кунтугмиш” есть такой мотив связанный с этим древнейшим поверием. В этом мотиве главные герои эпоса приговариваются к смерти и в связи с этим их кладут в верблюжий кожанный мешок. Сначала повелитель Зангара Буврахон советуется со своими подчиненными и дает приказ убить Кунтугмиша и Холбеки. Тогда зарезали одного верблюда и в его кожу туго обернули двоих виновных. Потом этот кожанный мешок привязывали к хвосту дикой лошади и гнали её в жаркую пустыню. Волосы хвоста лошади отподав по одному, на шестой день кожанный мешок отподал. Сырая кожа на солнце высохала и она туго и жестко сжимала обвинителей как железо. Наконец с горы прилетел воробей и клюя,продырявил кожанный покров. Кунтугмиш вместе с Холбекой руками расширили это отверстие и с легкостью вылезли оттуда.
Обычаи и обряды происхождения в связи со взлядами народа про связь тела тотема-животного с духом во времени изменились, но их толкования сохраняются в художественных произведениях. Можно сказать, в плачах и поминальных песнях связанных с узбекскими погребальными обрядами образ белого верблюда часто встречается в художественном символе происхождения смерти:
Сидишь в моём дворе
Как белый верблюд?
И текут мои слезы с глаз
Как святая вода Обилайсон [2, с. 112].
В сюжете узбекских топонимических легендах тоже можно встретить образ белого верблюда. В нем тоже этот образ истолковывается как символ смерти и мертвых духов. Например, в легенде “Верблюд Баба Камбара” верблюд становится камнем и не даёт войти врагу. И так он защищает народ [5, с. 53]. В легенде “Дорога белого верблюда” белый верблюд открывает дорогу воды для людей [5, с. 102]. В легендах “Бабаи Кабир” и “Кладбище бабушки Зубейды” рассказывается о том, как эти кладбища появились. По легенде, в этих местах сидел один белый верблюд, после здесь похоронили тела святых и здесь расположилось кладбище. Нужно отметить что среди народа верблюд рассматривается как дух, символ смерти, поэтому и в народных легендах существует толкование его связанное с появлениями кладбищ и светых мест, мест паломничества.
Место и роль верблюда в социальной жизни людей является фундаментом того что он рассматривается не только как помогающая сила. В древние времена в бытовой жизни кочевого населения верблюд выполнял роль основного транспортного средства. Особенно в пустынях, это животное со своими качествами как терпиливость к воде,смелость и сила было основным помошником человека. С помощью верблюжьих караванов вели торговые дела. Его мясо и молоко были основной полезной едой, а также, его труд было очень высокоэффективен для людей. Поэтому люди любили и ухаживали за верблюдом. Даже можно сказать, что в связи с этим символ верблюда в узбекском фольклоре стал встречаться как один из культовых зооморфных образов.
Сначало можно рассмотреть в узбекских народных песнях такие строки, где изображается место верблюда в семье как носителя тяжести. Особенно во время перетаскивания тяжести люди использовали верблюдов мужского пола. Потому что, есть верблюды и мужского (его называют “нор”) и женского пола (её называют “бия”). Их называли именами смотря на их пол. Есть намёк на это в узбекских народных песнях:
Не каждого верблюда можно назвать “нар”ом,
Если над ним нет двух батман (тон) груза.
И ещё можно встретить строки в народных песнях, в которых говорится о грузоносящих верблюжьих караванах:
Если ты вместе с мужественном человеком,
Принесёт он тебе целый караван верблюдов с драгоценностями.
А также в узбекских народных песнях встречаются строки об участие верблюда в разных народных развлекательных спортивных играх. Известно что, “улок” — соревнование лощадей, обычно, проводится с лошадями. Но иногда такие спортивные соревнования проводились и с верблюдами. Особенно, когда призом таких совревнований был верблюд или верблюд со своим младенцем они проводились очень бурно.
Даже среди кочевого населения вместо калыма за девушек брали верблюда. Как бы этим обменивали дух человека на дух верблюда. Есть песенные строки, которые обозначают эту мысль:
— Разве отдаст тебя мне твой отец, если я дам ему верблюда,
Разве отдаст тебя мне твой отец, если я создам гору всего того что заработал.
Значит, в загадке о верблюде “Высокая-высокая девушка, высокоростная девушка” [4, с. 49] непросто выбирается образ девушки как скрытая метафора для образа верблюда. Нет сомнения, что это стало жизненным фундаментом для обычая народа давать вместо калыма за девушек верблюда среди кочевого населения.
Среди животных верблюд является очень преданным и любящим своего ребенка. Даже он вынашивает своего ребенка в животе почти ровно год до рождения. Этот реальной факт изображён и в устных, и в письменных литературных произведениях. Например, его преданность ярко выражена в дастане “Алпамыш” в образе Коранор. Известно что, Алпамыш после семи летней разлуки вернется на свою родину. Тогда его сразу узнает только верблюд Коранор и встает с места. До этого целых семь лет он не вставал с места. Увидев Алпамыша Коранор очень забеспокоился и крикнул. В басне “Верблюд и его ребенок” Гулхания тоже очень трогательно выражена любовь матери верблюда к своему ребенку.
Особенно, трудно терпеть плач скорби верблюда, потерявшего своего ребенка. Поэтому в народных песнях состояние глубоко скорбящих и плачущих людей сопоставляется состоянию матери верблюда, которая потеряла своего малыша.
Когда потемнеет я бы смотрел в даль,
И плакал бы как верблюд потерявший своего ребенка.
Верблюды, потерявшие ребенка, бледные как бязь,
Если любить со всей душой то любимый будет прекрасен.
Наличие таких сходных признаков в психологическом состоянии верблюда и человека постепенно стали использовать как параллельные образы в фольклорных произведениях. И так один из них использовался вместо второго как метафора или символ. Поэтому в народных песнях и загадках человека и верблюда можно увидеть как параллельные образы. Нужно отметить, что верблюд в реальности очень скромный и терпеливый. Этим он отличается от других домашних животных. С такими признаками он выполняет роль сопоставительного образа людей с такими же свойствами и качествами, как трудолюбивый и скромный. Например, в узбекском фольклоре есть такая поговорка: “Если унесет ветер верблюда, тогда увидишь козу в небе”.
А также, среди людей встречаются клички связанные с именем верблюда. Например, в историческом народном дастане “Восстания Жиззаха” рассказывается о персонаже по кличке Хусан верблюд.
Символ верблюда употребляется и в образе старых пожилых людей, являясь символом то старух, то стариков:
Верблюд лежит на земле,
С колокольчиком на шее.
Если спросить девушку,
То она в объятьях семидесятелетнего старика.
В этой песне образ верблюда истолкован как параллельный образ семидесятилетного старика. А в ниже данной узбекской народной загадке верблюд тайно изображает символ старухи: “Моя бабушка идёт, а её лепёшки остаются” [4, с. 50]. Ответ этой загадки — верблюд. Здесь символ верблюда не просто выполняет задачу метафоры для образа бабушки. Древнейшие мифологические представления и взгляды связанные с повериями культа бабушки стали фундаментом и считали её дух в виде женщины добрым, помогающим людям. Потому что среди народа таких помогающих, добрых духов называют “бабушки” или “дедушки”. Особенно, про таких бабушек говорится: “бабушка как призрак”, “бабушка почти дух”, “бабушка находится в могилах” [10, с. 101]. Среди народа есть поверия, что бабушка она добрый дух или призрак женского поколения ушедшего из жизни. Она и есть культ бабушки [6, с. 101–102].
Среди народа существует поверие связанное со сном. Если человеку приснится верблюд, обычно, люди истолковывали его как знак от духов или бабушек. Например, в дастане “Алпамыш” один из главных героев — Барчиной увидит во сне пьянного верблюда:
“Если я, пьянный верблюд, иду с драконами,
Не говорите плохо, говорите хорошо, наложницы [1, с. 99].
Этот сон Барчиной истолковала её помощница Суксурой и она связала символ верблюда с именем культа святых женщин в исламе:
Если идет пьянный верблюд вместе с драконом,
Тридцать три тысячи паломников в Мадине,
Зовут Фатиму, Зухру, служащих вселенной [1, с. 100].
А также, люди лечащие бадик (одну из аллергических болезней) верят что верблюд является освобождающим хранителем человеческого тела и духа от разных порч и нечистых сил. Они считают верблюда одним из объектов принимающим на себя болезни человека. В песни связанной с этим обычаем поётся о лечении бадика:
Ну давай, уходи и располагайся на верблюде,
Если тебе нужно молоко, тогда уходи к бия.
Но среди народа дуалистическо относятся к символу бабушки. Невозможно отрицать, что есть и хорошее, и плохое рассмотрения его. Это полноценно подчеркивается именами болезней, которые называются в связи с ними. Такие болезни, которые связаны с аллергическими заболеваниями тела как краснуха (красная бабушка), ветрянка (черная бабушка). Тогда символ бабушки изображается как злой, безжалостный дух заражающий человека. Поэтому во время лечения таких болезней напевали песни про верблюда и имя его связывали с именем заболеваний:
Если ты верблюд, давай уступай,
Если ты лошадь, давай уступай,
Здесь выражение “верблюд — бадик” обозначает вид болезни. Потому что народ считает бадик злым духом, входящим в тело человека [7, с.].
Взгляды связанные с культом верблюда привели к метафорическому, скрытому названию имени этого животного и подходу при помощи табу. Это повлияло на появление многих загадок про верблюда. В загадках обычно дается намек на особые формальные приметы верблюда. Например: “Сам большой, а хвост короткий”.
В некоторых загадках образ верблюда помогает расскрыть название скрытой вещи и найти отгадку загадки. Тогда он является самой особой точкой загадки: “Мой черный верблюд шумит, его кости кипят”. Ответ этого загадки — пуля оружия. В загадке образ пули оружия непросто сопоставляется образу черного верблюда. Для этого есть две основы. Первая — голос оружия как голос черного верблюда очень громкий и страшный. Вторая — пуля оружия приносит смерть человеку. Как было сказано выше, образ верблюда тоже связан с понятием-смерть. В этой загадке через признаки и свойства верблюда передан намек на имя пуля оружие, которое близко стоит ему.
В заключении можно сказать, что образ верблюда встречается в узбекском фольклоре во всех жанрах. Исходя из данных примеров, нужно подчеркнуть что верблюд один из традиционных зооморфных образов в узбекском устном творчестве. Особенно, образ верблюда часто употребляется как зооморфная параллель образа бабушки.
Литература:
- Алпомыш. Узбекский героический эпос. — Т.: Шарк, 1998. — 400 c.
- Газалы прилитающие из плачы. Узбекские плачы и поминальные песни. Собирали и опубликовали: О.Сафаров и Д.Ураева.- Бухара, 2004. — 125 c.
- Дюмезиль Ж. Скифы и карты. — М.: Наука, 1990. — С.187–216.
- Загадки. Узбекская народная творчества. Составила и опубликовала З.Хусаинова. — Т.: Издадельтсво литература и искусства имени Г.Гуляма, 1981. — 368 c.
- Легенды из великого шелкого пути. (Легенды связаннами имя мест). Состовитель М.Жураев.- Т.: Фан, 1993. — 102 c.
- Муродов О. Шаманский обрядовый фольклор у таджиков средней части долины Зеравшана // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. — М.: Наука, 1975. — 340 c.
- Саримсоков Б. Узбекской обрядовой фольклор. Т.: Фан, 1986. — 216 c.
- Спеваковский А. Б. Духи, оборотни, демоны и божества айнов. — Л.: Наука, 1988. — 205 c.
- Страбон. География. М.-Л., 1964. — С.494.
- Сухарева О. А. Пережитки демонологии и шаманства у равнинных таджиков // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. — М.: Наука, 1975. — С.101.